Градиент 1 Градиент 2 Градиент 3

Оценка интеллектуальной собственности

К объектам интеллектуальной собственности (ИС) принадлежат результаты творческой, технической и научной деятельности: ТМ, изобретения, художественные произведения, ноу-хау. Это нематериальные активы, они имеют реальную денежную ценность и могут быть оценены. Различают такие цели оценки ИС:

  • определить стоимость вклада в уставной капитал фирмы;
  • инвентаризировать активы, ввести в оборот;
  • оформить кредит под залог исключительных прав;
  • оптимизировать налоги;
  • произвести впечатление на инвесторов;
  • получить доход с передачи прав;
  • продать или купить ИС;
  • привлечь инвестиции в инновационный стартап;
  • получить достоверные сведения о реальной стоимости актива для других целей.

Нематериальные объекты уникальны, сложно вычислить их инвестиционную или рыночную стоимость общепринятыми методами. Для этого применяют специальные методики, в Украине они оговорены официальным нормативным документом. Метод выбирается в зависимости от характеристик объекта ИС и целей заказчика.

Сотрудники патентно-юридической компании (ПЮК) СИОН специализируются на оценке объектов ИС, занимаются этой деятельностью много лет. Они разбираются в финансах и юриспруденции. Профессиональные оценщики свой грамотной работой помогут повысить привлекательность интеллектуальных активов в глазах инвесторов, партнеров, финансовых и других учреждений. Если вам требуется квалифицированная оценка промобразца, изобретения, логотипа, ТМ, других видов собственности – обращайтесь к специалистам СИОН.

Методы оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности

Зачастую реальная цена нематериальных активов компании больше, чем недвижимости, оборудования и другой традиционной собственности. Один объект можно оценить по-разному в зависимости от нескольких факторов: от того, оформлены ли на него права, степени готовности к использованию. Если предполагается передача по лицензии, то от характера последней (исключительная или нет, на какой срок передаются права).

Есть три оценочных подхода к нематериальным активам (НМА): рыночный, затратный и доходный. В их рамках выделяют такие методы:

  • Сравнения продаж. Сравнивают с аналогами.
  • Стоимость замещения объекта. Суммируют затраты на создание актива в рыночных ценах, учитывают износ.
  • Восстановительной стоимости. Как предыдущее, но без износа.
  • Исходных затрат. Складывают затраты на создание, учитывают индексацию цен в отрасли.
  • Дисконтирования денежного потока. Считаются финпоступления за счет будущих периодов, с помощью ставок дисконтирования приводятся к цене.
  • Прямой капитализации.
  • Остаточного дохода.
  • Экспресс-оценки.
  • Стоимости роялти.
  • Освобождения от роялти.
  • Избыточной прибыли (чаще применяется для патентов, лицензий, ТМ).
  • Экспертной оценки.

Они перечислены в украинском Национальном стандарте №4 “Оценка имущественных прав интеллектуальной собственности”. Метод выбирается, исходя из исходной информации, требований заказчика, экономической ситуации, многих других факторов.

Специалисты СИОН оценивают ТМ, бренды, патенты на изобретения и полезные модели, другие объекты ИС. Для всех их применяются одинаковые подходы и методики оценки с учетом специфики самого объекта.

Оценка бренда компании

Ключевые решения по бренду принимаются с учетом того, сколько он стоит. Чтобы это понять, применяются разные подходы: сравнивают бренд с другими брендами из одного рыночного сегмента, доли рынка, затраты на рекламу и маркетинг. Используют также абсолютное оценивание, без сравнения.

При оценке стоимости оптимальным считается метод дисконтированных денежных потоков (discounted cash flow). Он используется банками, бухгалтерами, аудиторами. С его помощью международная консалтинговая компания Interbrand составляет ежегодный рейтинг брендов. Подразумевает, что сегодня денежная единица стоит больше, чем завтра, поэтому нужно высчитать коэффициент дисконтирования. Состоит из 4-х этапов:

  • Финансовый прогноз – планирование будущих годовых доходов. На основании балансового отчета из операционных расходов вычитаются операционные доходы, налоги и затраты на привлеченный капитал. Получают доход от НМА.
  • Роль бренда. В доходе от НМА выделяют долю доходов от конкретного бренда.
  • Сила бренда. По 7-ми ключевым параметрам присуждаются баллы. Чем их больше, тем ниже ставка дисконтирования, она определяется по графику.
  • Непосредственно расчет.

Бренд – это раскрученная, хорошо известная торговая марка, но он тоже является ТМ. Потому оценивание этих объектов проводится по одним принципам. На номинал бренда влияют время работы на рынке, узнаваемость, название, доходность продукции, рыночная доля, потенциал и возможности для продвижения. Эксперты нашей компании помогут подобрать подходящий оценочный метод, рассчитать стоимостное выражение бренда.

Оценка логотипа

Обозначение “логотип” часто используется в значении “товарный знак”. Когда говорят о лого, обычно подразумевают торговую марку, однако он защищается авторским правом еще до момента официальной регистрации ТМ. Логотип может выгодно выделить товары на фоне конкурентов. Раскрученные знаки вызывают у потребителя четкую ассоциацию с гарантией качества. Если у владельца на руках есть результаты оценочного расчета значка (логотипа), это повышает стоимость товара и самого объекта ИС.

Оценочная стоимость определяется с учетом раскрученности и влияния лого на объемы реализации продукции. При этом учитываются нюансы работы предприятия. Стоимость бывает:

  • Рыночная. Это вероятная цена, по которой лого можно продать в процессе сделки.
  • Инвестиционная. Учитывается при инвестировании или внесении в уставный капитал.

Применяются самые разные методы оценивания из приведенных выше. Наши оценщики грамотно подберут метод анализа и качественно обоснуют расчет. Они имеют хорошую подготовку и большую практику.

Оценка стоимости торговой марки

ТМ стремятся оценить, чтобы:

  • Повысить значимость бизнеса, если намечаются переговоры, кредитование, продажа компании.
  • Назначить, обосновать цену при заключении лицензионного договора или отчуждении прав. При заключении договора между взаимосвязанными компании детально просчитанная цена позволяет избежать претензий от налоговой.
  • Рассчитать сумму упущенной выгоды от незаконного использования торговой марки (нарушения прав).

При проведении стоимостной оценки ТМ анализируется рынок: характеристики вхождения товара под данной маркой, преимущества и другие моменты. Учитывается финансовое положение компании за последние годы, делается экспертный прогноз по доходам. Мы грамотно оценим марку с помощью наиболее эффективного и подходящего метода.

Цена оценки авторских прав на интеллектуальную собственность

В каждом конкретном случае объем оценочных работ будет сильно отличаться. Например, кроме правоустанавливающих, бухгалтерских и технических документов, может понадобиться такая документация:

  • о затратах на разработку и оформление права собственности;
  • о вложениях в рекламу продукции с использованием объекта;
  • о регистрации ИС в других странах (если актуально);
  • бизнес-планы организации и прочие бумаги.

Поэтому стоимость, объемы работ по каждому случаю тоже будут отличаться. Мы рассчитаем эти параметры до начала сотрудничества и предоставим отчет клиенту. После завершения работ подготовим и передадим финальный оценочный отчет с приложениями.

Мы занимаемся экспертной оценкой интеллектуальной собственности для продажи, расчета роялти и цены для франшизы, внесения в уставной капитал и других целей. Оценщики СИОН имеют подтвержденную квалификацию: они прошли обучение, стажировку, сдали экзамены и внесены в специальный реестр. Наши специалисты учтут все значимые факторы, которые могут существенно повлиять на цену НМА.

Для начала сотрудничества, пожалуйста, напишите нам на почту: info@sion.ua или наберите по номеру +38 (095) 629-66-63. Обсудим детали, сориентируем по срокам, необходимым документам и другим важным моментам.